суббота, 19 марта 2011 г.

Япония «взорвет» украинскую экономику

Катастрофа в Японии ускорит экономический крах Украины. В итоге Украины может потребовать расторжения газового контракта и харьковских соглашений с Россией. Перспективу последствий японской трагедии для Украины в интервью «Росбалт» обрисовал директор Международного института трансформации общества Олег Соскин.
- Украинская власть надеется на снижение цен на нефть, а значит и газ, в результате событий в Японии. На ваш взгляд, насколько оправданы такие надежды? И какие будут последствия этой катастрофы для украинской экономики?

- Во-первых, произошедшее в Японии полностью перечеркнуло все планы и надежды украинского руководства на получение кредитов и инвестиций. Как мы помним, еще недавно Янукович договаривался в Японии о такой финансовой поддержке. Но теперь понятно, что никакие деньги сюда не придут.

Параллельно стоит забыть о кредитовании из Китая. Поскольку Китай и Япония очень взаимосвязанные экономические системы. С Китаем также накануне были заключены аналогичные соглашения о финансировании, которое теперь можно забыть. В целом, после краха одной из сильнейших экономик, возникнет огромный дефицит свободных средств, что затруднит для Украины получение столь нужной финансовой помощи. То есть привлекать инвестиции, брать новые заимствования, чем занимается нынешняя власть, будет еще сложнее, чем сегодня. И это огромный негатив для украинской экономики.

Во-вторых, не стоит ожидать падения цен на нефть. Такая позиция украинской власти (которая рассчитывает на падение цен на нефть и российский газ — прим. ред.), мягко говоря, удивляет. Ведь дестабилизирована вся Северная Африка. Не исключено, что в этот процесс может быть втянута Саудовская Аравия, Иран. Тогда цены на нефть не то что не уменьшатся, а наоборот, будут расти еще больше. Тем более, нужно понимать, что сейчас начнут закрываться атомные реакторы в Японии, поэтому они будут вынуждены завозить нефть в как можно большем количестве. Поэтому в этих условиях Украине не стоит надеяться на уменьшение цены на газ, учитывая привязку цены к нефти.

- И какой будет цена на газ для Украины уже в третьем-четвертом квартале текущего года?

- Если цена на нефть в размере 110-115 долларов за баррель будет удерживаться, то уже в третьем квартале цена на газ будет не менее $300 в за тыс. куб. А предельная цена рентабельности для украинской химии и металлургии уже пройдена. Она составляет не более $250 за тыс. куб., учитывая все накрутки за транспортировку и ПДВ. По сути, $270 за тыс. куб. для основных ВВП-образующих отраслей — это предел.

- Тогда, если цена будет более $300 за тыс.куб. за газ, что будет с экономикой? Ведь металлургия и химия — это основные отрасли.

- Понятное дело, что последствия будут плачевными. Но стоит учитывать, что и в мире будет дорожать наша продукция, тот же металл, та же химия. Поэтому есть надежда, что эти отрасли как-то будут балансировать. Но производство точно увеличиваться не будет. И экспорт тоже не будет расти. Поэтому для экономики ничего хорошего ждать не стоит. Посему, выход только один – кредитование.

- Но, как известно, МВФ должен был предоставить следующий транш еще 15 марта, но до сих пор ответа нет. Как известно, кабмин Украины отложил пенсионную реформу до апреля, хотя это было одним из главных условий МВФ. Если Украина так и не получит этот кредит, учитывая рост цен на газ, что тогда?

- Понятное дело, что в условиях роста цен на продукты питания, тарифов на ЖКУ, краха одного из госбанков «Родовид», дефицита хлеба, катастрофы с гречкой, повышение пенсионного возраста, что требует МВФ, вызвало бы настоящий социальный взрыв. Точно так же с апреля МВФ требует увеличить цены на газ еще на 30%. Поэтому Азаров, Тигипко и вся эта команда отложила пока что пенсионную реформу, а МВФ в свою очередь перенес даты выделения следующего транша.

Но все понимают, что Украине не дадут следующий транш, если не повысят пенсионный возраст, а цены на газ не поднимут хотя бы еще на 30%. Хотя речь идет о всего $2 млрд в виде кредита. Правительство также надеется в последующем получать ежемесячно по $1 млрд в виде кредитов. Но эти деньги будут проедаться, они не спасут украинскую экономику. Они уйдут на пенсии, зарплаты, на оплату российского газа. Уж и так проели предыдущие транши, за газ продолжаем платить только за счет кредитов.

Так, в феврале заплатили $1,6 млрд, о чем молчат на Украине, а мы об этом узнаем только из российских источников. Поэтому фактически уже можно говорить о финансовом крахе Украины. Просто он не проявился еще в полном объеме. И я думаю, что если в апреле МВФ не предоставит нам эти средства, то мы не доживем до лета. При этом в марте нам необходимо будет еще 2 млрд. Поэтому апрель-май – это критические и определяющие месяцы для Украины.

- На фоне ослабления Японии, по сути, финансового краха Украины, каково будет положение России?

- Россию выручают газ и нефть. Всем нужны будут эти ресурсы. И за счет этих ресурсов Россия будет на коне. Но Россия несет огромные расходы на социалку, на оборонку. И если реакторы в Японии взорвутся, то экономике этого государства придет конец. Цены на золото, сырье также будут расти, а Россия является главным экспортером этих ресурсов.

Но России стоит ожидать ухудшения отношений с Украиной, потому что украинцам будет очень тяжело. Очевидно, что Украина будет требовать, просить расторжения не только газового соглашения, но и харьковского договора о пролонгации пребывания флота в Крыму. То есть украинская власть потребует разделить газовый вопрос и вопрос Черноморского флота. Это сто процентов. У Украины просто нет другого выхода. Или надо тогда просто сдаться России, заявить, что мы одно государство. Второго варианта нет.

(с) Анна Стешенко, Росбалт.RU

Здесь можно оставить свои комментарии.

Комментариев нет:

 

Введите свой e-mail: