пятница, 3 мая 2013 г.

Судороги украинской банковской системы

Украинская банковская система последние семь лет переживает стойкие судороги. Такой вывод делает обозреватель издание bne.eu Андерс Ослунд. По его мнению после волны западноевропейских покупок украинских банков накануне кризиса 2008-2009 годов в украинской банковской системе существенную роль сейчас играют госбанки России и Украины, а также банки, которые принадлежат людям, близким к президенту Виктору Януковичу.

В 2006-2008 гг. украинские банки стремительно расширяли кредитование и демонстрировали невероятную прибыль. Весной 2008 года, экономика Украины испытывает все признаки перегрева. Годовая инфляция достигла 31% в мае 2008 года, а дефицит текущего счета составил 7,1% от ВВП в 2008 году. Коммерческие банки, имели доступ к европейскому денежному рынку евро и могли брать краткосрочные займы по ставкам в несколько процентов, и выдавали потребительские кредиты в гривне под 50% годовых. Искусственная привязка гривны к доллару США подогревала стабильный разрыв в процентных ставка, и спровоцировала кредитный бум и бум на рынке недвижимости.

С 2006 по 2008 год, западноевропейские банки покупали украинские банки по сумасшедшим значениям, выплачивая в пять раз больше их балансовой стоимости, в то время как мультипликаторы в размере от 1 до 2 были бы нормальными для Украины. Украинские владельцы увеличивали активы банков за счет выдачи чрезмерного объема рискованных кредиты перед продажей акций финучреждений. К лету 2008 года, доля 17 западноевропейских банков в доле украинских банковских активов достигла максимума в размере 40%. Сейчас большинство из них ушли или хотят уйти из Украины. К январю 2013 года, их доля в украинских банковских активах упала до 20% — половина пикового значения. Соотношение совокупных активов банков к валовому внутреннему продукту снизилось незначительно, а число банков, стабильно держится на уровне 175. Многие украинские бизнесмены продали свои банки, потому что банковские инвестиции требуют большого размера капитала, при достаточно низкой доходности инвестиций. В то же время украинские предприниматели ограничены в капитале и желают 30% норму прибыли на вложенные инвестиции. Для погружения в не очень прозрачным украинскую среду, некоторые западноевропейские банкиры создавали совместные предприятия, со старыми владельцами. Они получили горький опыт. Западные владельцы были заинтересованы в увеличении капитала банка, но украинцы владельцев сопротивлялись, потому что не хотели, чтобы их инвестиции были размыты. Единственной разумной альтернативой для западных владельцев оставался вариант выкупа 100% доли у бывших владельцев.

15 сентября 2008 года в Нью-Йорке обанкротился банк Lehman Brothers, и краткосрочные кредиты международных банков резко перестали быть доступными для Украины, и финансовые рынки практически остановились Гривня по отношению к доллар США рухнула, а вместе с ней большая часть финансового сектора и цен на недвижимость. Украинские банки столкнулись с серьезными проблемами валютной позиции. Они взяли большие краткосрочные кредиты в евро, долларах или швейцарских франков, в то время как выдача кредитов шла в гривнах. После девальвации полученной гривны было недостаточно, чтобы погасить долларовые кредиты. Около 10 из 30 крупнейших украинских банков, которые принадлежали украинским собственникам, рухнули из-за этих несоответствий в обменных курсах. При поддержке МВФ и госфинансов украинским властям удалось навести порядок в банковской системе, при этом все западные банки сохранялись в Украине до 2011 года. Но ситуация ухудшилась с тех пор. Доля необслуживаемых кредитов остается огромным, а реальные процентные ставки остаются высокими, из-за того, что Национальный банк Украины настаивает на искусственно завышенной привязки обменного курса гривны к доллару США. В прошлом году дефицит текущего счета был даже выше, чем в 2008 году на уровне 8,2% от ВВП, и прогнозы указывают на еще больший дефицит в 2013 году. Украинская банковская система является недостаточной для того, чтобы кредитовать экономику.

Четыре тенденции были очевидны в собственности украинских банков за последние два года. Во-первых, как отмечалось ранее, западноевропейские банки выводят свои деньги. Только два из 10-ти крупнейших банков Украины, Банк Аваль и Укрсоцбанк, по-прежнему принадлежит европейским банкам Запада, Raiffeisen и Unicredit, соответственно. Два или три других небольших западных банка могут выжить, в то время как половина западных банкиров решили продать свои украинские активы и уйти с рынка. Во-вторых, два оставшихся государственных банков, Укрэксимбанк и Ощадбанк, удвоили свою долю банковских активов во время кризиса до 15%. Правительство использует эти банки, чтобы покупать государственные облигации на косвенное государственное финансирование. В-третьих, сразу после кризиса, русские банки увеличили свою долю в банковских активах до 13%. Российские банки в рейтинге крупнейших банков Украины занимают пятое, седьмое и одиннадцатое место. Они все контролируются правительством России (ВЭБ, ВТБ и Сбербанк России). В-четвертых, бизнесмены, близкие к президенту В.Януковичу, принадлежат крупнейшие частные украинские банки. Как и прежде, Приватбанк Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова является доминирующим украинским банком. Первый украинский международный банк (ПУМБ) Рината Ахметова продвинулся на девятое место по величине активов. Дельта Банк Николая Лагуна взлетел на восьмое место. Дмитрий Фирташ приобрел обанкротившийся банк «Надра», а Вадим Новинский купил банк «Форум» у Commerzbank (Германия). Подобные изменения в банках глубоко ослабили банковскую систему страны, и они отражают враждебность украинских властей к иностранному влиянию и строгим банковским стандартам принятым в Европе. Будем надеяться, что самые большие западноевропейские банки — Банк Аваль и Укрсоцбанк — смогут выжить даже в нынешних условиях бизнеса. Напротив, в 10 новых восточных членов Европейского союза, западноевропейские банки остаются доминирующими, а их доля банковских активов сократилась лишь незначительно (на 2,7% во время кризиса). Западные компании предпочитают иметь дело с западными банками, а не с небольшими и неизвестными русскими или украинскими банками, поэтому уход западных банков из Украины также сдерживают развитие торговли и инвестиций.

Здесь можно оставить свои комментарии.

Комментариев нет:

 

Введите свой e-mail: