воскресенье, 25 сентября 2011 г.

Дорогая пенсия

Ровно неделя остается до перехода в практическую плоскость пенсионной реформы — нелюбимой гражданами и сложной для страны. 8 июля 2011 года Верховная Рада приняла во втором чтении Закон Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (далее — Закон), а 6 сентября — внесла в него уточнения, которые были названы «техническими».

Президентская подпись, пос­тавленная под документом 9 сентября с.г., подытожила многомесячную бесплодную дискуссию о том, какой должна быть пенсионная реформа. Правительство, эксперты, граждане — каждый остался при своем мнении. Не­смотря на гигантский маховик «всенародного обсуждения» и потраченные на него десятки тысяч человеко-дней, документ был принят процентов на 90 в первоначальной редакции от 13 декаб­ря 2010 года.

Эксперты, наверное, еще долго будут спорить о том, насколько новые правила пенсионного страхования соответствуют нашим социально-экономическим реалиям, и скрупулезно фиксировать последствия их принятия: финансовые, социальные, политические, наконец. Но это будет больше напоминать размахивание кулаками после драки…

Пенсионный закон принят, и самое разумное сейчас — разоб­раться, что изменится для каждой конкретно категории пенсио­неров. В качестве часа «Х» по умолчанию принимаем 1 октяб­ря 2011 года — именно с этого дня вступает в силу подавляющее большинство норм Закона. За исключением тех считанных случаев, когда законодатель отсрочил введение нормы до 1 января 2012-го, о чем мы упомянем отдельно.

Общие правила

Очень дорогая для страны пен­сия (сейчас выплаты Пенси­онного фонда достигают почти 18 млрд. грн. в месяц) станет гораздо дороже и для граждан. Ее придется-таки зарабатывать, участвуя в пополнении солидарной пенсионной системы.

Сразу на десять лет повышается нормативная продолжительность страхового стажа для назначения пенсии: с 20 до 30 лет — для женщин, с 25 до 35 лет — для мужчин. Но только для «новых пенсио­неров».

Для тех, кому пенсия назначена до 1 октября с.г., нормативная продолжительность страхового стажа останется прежней — 20/25. Она будет использоваться при последующих перерасчетах пенсий, но только по страховому стажу (об этом позже).

Также повышается минимальная продолжительность страхового стажа для получения пенсии по возрасту — с пяти до 15 лет. Если человек не заработал минимальный стаж, он может претендовать лишь на социальную помощь.

Несмотря на все возражения, в Украине начинается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. «Счастье» выйти на пенсию в переходной период привалит нашим соотечественницам 1956—1961 годов рождения.

Закон гласит, что до достижения общеустановленного пенсионного возраста право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 года рождения и старше по достижении:

55 лет — те, которые родились до 30 сентября 1956 года включительно;

55 лет 6 месяцев — те, которые родились с 1 октября 1956-го по 31 марта 1957-го;

56 лет — …с 1 апреля 1957-го по 30 сентября 1957-го;

56 лет 6 месяцев — …с 1 октяб­ря 1957-го по 31 марта 1958-го;

57 лет — …с 1 апреля 1958-го по 30 сентября 1958-го;

57 лет 6 месяцев — …с 1 октяб­ря 1958-го по 31 марта 1959-го;

58 лет — …с 1 апреля 1959-го по 30 сентября 1959-го;

58 лет 6 месяцев — …с 1 октября 1959-го по 31 марта 1960-го;

59 лет — …с 1 апреля 1960-го по 30 сентября 1960-го;

59 лет 6 месяцев — …с 1 октября 1960-го по 31 марта 1961-го;

60 лет — те, которые родились с 1 апреля 1961 года по 31 декабря 1961 года.

Ну и как, дорогие дамы, вы довольны таблицей? «При­мерили» ее на себя? Конечно же, у вас возник вопрос, по какой причине женщина, которая, к примеру, родилась 2 апреля 1957 года и должна была выйти на пенсию в мае 2012-го, благодаря реформе выйдет на пенсию уже в 56 лет, т.е. в мае 2013-го. Каким образом за шесть месяцев и два дня после вступления в действие реформы «нарисовался» дополнительный год, если нам обещали совершенно иное: на полгода в год…

В действительности же, благодаря «хитрой таблице», в которой известно кто ногу сломит, повышение будет происходить со скоростью «дважды по полгода за год». И это — свершившийся факт.

Пилюлю попытались подсластить. Женщинам, родившимся до 31 декабря 1961 года, размер исчисленной по формуле пенсии повышается на 2,5% за каждые шесть месяцев более позднего выхода в период с 55 лет до 60 лет.

Увы, это меньше, чем весьма экономные стимулы для более позднего выхода на пенсию, предусмотренные Законом с 60 лет (как для мужчин, так и для женщин): по 0,5% за каждый полный месяц страхового стажа при отсрочке выхода до 60 месяцев и 0,75% — если отсрочка составила более 60 месяцев.

До 1 января 2015 года за женщинами сохраняется право выхода на пенсию в 55 лет. Но при двух условиях — при наличии не менее чем 30 лет страхового стажа и обязательном увольнении с работы. К тому же в этом случае размер их пенсии снижается на 0,5% за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию.

Без комментариев…

Законом вводится максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) — на уровне 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных. Эта норма коснется только тех, кому пенсии будут назначаться после вступления в силу Закона, т.е. после 1 октября с.г.

Так что теперь в стране появляются привилегированные пенсионеры уже не только в зависимости от того, по какому закону — общему или специальному — им назначили пенсию, но и от даты обращения за пенсией.

С 01.10.2011 года 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных составят 784 грн. х 10 = 7 840 грн.

С 01.12.2011-го — 800 грн. х 10 ­= 8 000 грн.

Согласно проекту закона «О Государственном бюджете Украины на 2012 год», в будущем году прожиточный минимум для нетрудоспособных будет изменяться пять раз. И если на 1 января 2012-го он составит 822 грн., то на 1 декабря 2012 года — 884 грн.

Как правило, сверхвысокие пенсии — это привилегия спецпенсионеров. По данным Пенсионного фонда Украины, свыше 10 тыс. грн. в месяц получают 3882 пенсионера, из них 870 — Герои Советского Союза, Герои Соцтруда, Герои Украины; 961 — депутаты; 1018 — государственные служащие; 830 — прокуроры; 517 — военнослужащие; 43 — научные работники; 81 — судьи.

Однако есть 164 случая, когда пенсии свыше 10 тыс. грн. назначены на общих основаниях, т.е. по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании.

Забегая наперед, скажем, что, согласно Закону, пенсии, превышающие 10 минимумов для нетрудоспособных, будут выплачиваться без индексаций и повышений до тех пор, пока их размер не сравняется с максимальным, который, в свою очередь, будет подрастать. Или до тех пор, пока не скажет свое веское слово Конституционный суд.

* * *

Законом унифицируются правила относительно пенсий, назначаемых досрочно в связи с увольнением (сокращение штатов, состояние здоровья). Право на досрочную пенсию — и для льготников, и для нельготников — гарантируется лишь уволенным за полтора года до достижения ими нового пенсионного возраста. И только при наличии нового размера страхового стажа — 30/35 лет.

Следует иметь в виду, что, согласно Закону, выплата досрочных пенсий прекращается до достижения пенсионного возраста, если человек снова устроился на работу.

Обычные пенсии (по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании)

Целый ряд изменений коснется как порядка назначения, так и порядка перерасчета.

Базовыми при расчете размера пенсии становятся данные системы персонифицированного учета застрахованных лиц: будет учитываться заработная плата (доход) за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 года.

Данные о заработках до 2000 года (за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года), причем обязательно подтвержденные первичными справками, теперь могут учитываться лишь в двух случаях. Первый — по желанию будущего пенсионера (эта норма действует до 1 января 2016 года). Второй — если после 2000 года будущий пенсионер заработал менее 60 месяцев страхового стажа.

С 1 января 2012 года при исчислении размера будущей пенсии будет использоваться показатель средней заработной платы (дохода) в среднем на одного застрахованного в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующие обращению за назначением пенсии. А не за один, как это делается сейчас и будет делаться до конца 2011 года.

То есть в 2012-м будет использоваться показатель средней зарплаты за 2009-й, 2010-й и 2011 годы.

* * *

Перерасчет пенсии в связи с повышением прожиточного минимума для нетрудоспособных полагается только неработающим пенсионерам. Рабо­тающим же перерасчет пенсии произведут лишь после увольнения с работы — по тому прожиточному минимуму для нетрудоспособных, который будет действовать на дату увольнения.

Вообще тема перерасчетов содержит немало новелл. Как мы уже говорили, ныне работающий пенсионер, отработав очередные 24 месяца, может обратиться в Пенсионный фонд за перерасчетом пенсии по стажу. Такого перерасчета не надо бояться: к пенсионеру, оформившему пенсию до 1 октября с.г. и не менявшему после 1 октября место работы, не могут быть применены новая норма страхового стажа или новый пенсионный возраст.

Иное дело — перерасчет по стажу и заработку, что тоже не воспрещается. Но в таком случае пенсионер должен быть готовым к тому, что к нему применят новые нормы Закона относительно нормативного страхового стажа (30/35). Кроме того, перерасчет будет производиться с применением того же показателя средней зарплаты, с которой уплачены страховые взносы, что и при предыдущем перерасчете (либо, если перерасчетов не было, — при назначении пенсии).

Вряд ли можно утверждать, что такой перерасчет по стажу и заработку априори не выгоден. Надо иметь в виду, что новый Закон увеличивает возможности оптимизации заработка. Если прежде разрешалось изъять заработки за «невыгодные» месяцы в пределах 10% стажа, но не более 60 месяцев подряд, то теперь можно исключить сверх этих 60 месяцев также периоды учебы, службы в армии, отпуска по уходу за ребенком, ухода за инвалидом первой группы или человеком старше 80 лет.

* * *

Еще одно новшество касается пенсий работников бюджетной сферы. Традиционно считается, что речь идет об учителях и врачах, но в пунктах «е» — «ж» статьи 55 закона о пенсионном обеспечении, на которые идет ссылка в Законе, фигурируют и спортсмены, и артисты, и некоторые другие категории. Согласно Закону, им положена денежная помощь в размере десяти назначенных пенсий, если они: а) работали в учреждениях государственной или коммунальной формы собственности; б) раньше не получали ни один из видов пенсии; в) имеют страховой стаж 30/35 лет на таких должностях.

Выплата денежной помощи предусмотрена за счет госбюджета, и ее порядок будет определяться постановлением Кабмина. Вероятно, в этом же постановлении разъяснят, что это за зверь такой — «назначенная пенсия».

* * *

Как известно, кроме пенсий по возрасту, закон об общеобязательном государственном пенсионном страховании регулирует еще и пенсии по инвалидности и по потере кормильца. Здесь тоже есть изменения.

Например, пересмотрен страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности. Для инвалидов первой группы его понизили по сравнению с ныне действующим законом в молодом возрасте и повысили — в зрелом. Так, 25-летнему инвалиду для назначения пенсии теперь достаточно одного года стажа, а 54—59 летним — десять лет (раньше была «вилка» с двух до пяти лет).

Специальные пенсии

Главное новшество — поэтапное повышение пенсионного возраста для мужчин-спецпенсионеров до 62 лет. Но, в отличие от «всеобщего» повышения пенсионного возраста для женщин, оно стартует не через неделю, а лишь с января 2013 года. И с шагом «на полгода за год».

В 60 лет выйдут на пенсию те, кто родился по 31 декабря 1952 года включительно;

в 60 лет 6 месяцев — …с 1 января 1953-го по 31 декабря 1953-го;

в 61 год — …с 1 января 1954-го по 31 декабря 1954-го;

в 61 год 6 месяцев — те, кто родился с 1 января 1955 года по 31 декабря 1955 года. В 62 года — все, кто моложе.

То есть с 1 января 2013-го мужчины-госслужащие будут выходить на пенсию в 60 лет и 6 месяцев.

Новшество касается госслужащих и приравненных к ним категорий: народных депутатов, работников прокуратуры, суда и Нацбанка, таможенников, научных работников, журналистов государственных и коммунальных СМИ.

Институт продления пребывания на госслужбе отменяется. Однако те госслужащие и работники органов местного самоуправления, которым уже сейчас 62 года и в отношении которых было принято решение о продлении срока пребывания на госслужбе до 65 лет еще до вступления в силу Закона, смогут доработать до 65. Такое решение, дабы избежать коллапса госслужбы в стране, приняла Верховная Рада 6 сентября.

* * *

Размер специальной пенсии сокращается с нынешних 90 до 80% от заработной платы.

Эта норма вкупе с резким повышением нормативного стажа уже привела в преддверии 1 октября к массовому исходу народа с госслужбы (и приравненных видов деятельности) всеми возможными способами, в том числе и по сокращению штатов. Люди у нас продвинутые и считать умеют…

* * *

До 60 месяцев (против нынешних 24) увеличивается пе­риод, за который учитывается заработная плата для назначения специальных пенсий. Эта норма касается государственных служащих, депутатов, работников прокуратуры и суда, органов местного самоуправления, журналистов.

Таким образом, уже с 1 октяб­ря заработная плата для назначения пенсии будет браться не за последние два года, а за пять лет. Но чтобы эта норма начала действовать, Кабмин должен внести изменения в постановление №865 от 31.05.2000 года.

* * *

По аналогии с законом об ­общеобязательном государственном пенсионном страховании изменяются нормы, регулирующие назначение пенсий научным работникам. По крайней мере, по двум пунктам. А именно:

 — при выходе на пенсию научных работников будет учитываться заработная плата (доход) за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 года;

 — данные о заработках до 2000 года (за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года), причем обязательно подтвержденные первичными справками, теперь могут учитываться лишь в двух случаях. Первый — по желанию будущего пенсионера (эта норма действует до 1 января 2016 года). Второй — если после 2000 года будущий пенсионер заработал менее 60 месяцев страхового стажа.

Кроме того, с 1 января 2012 года при исчислении размера пенсии научным работникам будет использоваться показатель средней заработной платы за три предшествующих календарных года. Но если при назначении обычных пенсий за три года берется зарплата (доход) в среднем на одного работника в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы, то при назначении научных — средняя зарплата по отраслям экономики Украины (госкомстатовская). Согласитесь, есть разница…

* * *

Новым работающим спецпенсионерам пенсия будет выплачиваться в размере обычной, т.е. по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании. Данная норма распространяется на госслужащих, научных работников, депутатов, работников прокуратуры и суда, органов местного само­управления, журналистов. Но только на тех, кому пенсия назначена после 1 октября с.г., или тех, кто поменял после этой даты место работы.

После увольнения с работы пенсия будет выплачиваться в размере, предусмотренном специальным законом.

* * *

Досрочно (как чернобыльцам, участникам боевых действий и пр.) спецпенсия не выплачивается — надо ждать общеустановленного пенсионного возраста.

Эта норма касается госслужащих, научных работников, депутатов, работников прокуратуры и суда, органов местного самоуправления, журналистов.

* * *

С 20 до 25 лет повышается выслуга для назначения пенсии военнослужащим, работникам органов МВД, МЧС, СБУ и других силовых структур, уволенных со службы. При этом вводится календарное исчисление выслуги.

Ежегодно выслуга будет увеличиваться на шесть месяцев. И если уволенному до 30 сентября 2011 года военнослужащему на день увольнения достаточно иметь не менее 20 лет выслуги, то

с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2012-го — 20 календарных лет и 6 месяцев и более;

с 1 октября 2012-го по 30 сентября 2013-го — 21 календарный год и более,

и т.д., вплоть до 1 октября 2020 года, после которого размер выслуги должен составлять 25 и более календарных лет.

Исключение — военнослужащие летного состава и плавсостава подводных лодок. Они по-прежнему будут выходить на пенсию независимо от возраста при наличии на день увольнения выслуги в 20 лет и более.

Собственно говоря, этим изменения для военнослужащих и приравненных к ним категорий и исчерпываются. Сох­раняются:

 — нынешний порядок, при котором за 20 лет выслуги (с учетом льготного исчисления) полагается 50% заработной платы (55% — для вышедших в отставку) и 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет;

 — порядок выплаты денежной помощи при увольнении;

 — действующий механизм выплаты пенсии работающим пенсионерам: в полном размере независимо от заработной платы.

* * *

С 20 до 25 лет повышается выслуга для прокуроров. На день обращения за назначением пенсии, независимо от возраста, выслуга должна составлять не менее:

по 30 сентября 2011 года — 20 лет, в том числе стаж работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры не менее 10 лет;

с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2012 года — 20 лет и 6 месяцев, в том числе стаж работы… не менее 10 лет 6 месяцев;

и т.д., по шесть месяцев увеличения за год, вплоть до 1 октября 2020-го. Начиная с этой даты для назначения пенсии потребуется 25 лет выслуги, в том числе не менее 15 лет стажа работы на должностях прокуроров и следователей прокуратуры.

«Накопительная», осовременивание и прочие обещания

Немало места в тексте Зако­на уделено вопросам второго (обязательного накопительного) уровня пенсионной системы. Но это совсем не значит, что Украина уже на пороге его внед­рения.

Тема обязательной накопительной системы обещает стать не менее «долгоиграющей», чем сама пенсионная реформа.

Если коротко, то главные мессиджи со времени первого чтения Закона остались неизменными. Внедрять обязательную накопительную систему в Украине планируется с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсион­ного фонда Украины. Будет это 2013-й или 2014-й — вопрос остается открытым.

Участниками накопительной системы станут те, кому на момент ее запуска исполнится не больше 35 лет. Начинать платить будут с 2% от заработка с последующим увеличением страхового взноса до 7%. Админис­трирование в течение первых двух лет будет осуществляться через Пенсионный фонд, а затем — через негосударственные пенсионные фонды по выбору участников.

В общем, в самом Законе — ничего принципиально нового. Новости по части обязательной накопительной, как неоднократно заявлял вице-премьер — министр социальной политики С.Тигипко, следует ждать ближе к зиме.

А вот текст проекта госбюджета на 2012 год, обнародованный на прошлой неделе, дает неплохую пищу для размышлений. Как явствует из пояснительной записки (с. 103—104), дефицит средств Пенсионного фонда составит в будущем году 2,2 млрд. грн. и снизится против плана текущего года на 87,6%.

Однако правительству для выполнения пенсионных и социальных обязательств, которые согласно законам финансируются за счет госбюджета, необходимо будет выделить очень солидную сумму — 46,1 млрд. грн. С учетом упомянутых выше 2,2 млрд. на покрытие дефицита Пенсионного фонда — 48,3 млрд. грн.

Это свидетельствует о том, что, несмотря на реально прописанное в Законе ужесточение правил пенсионного страхования, финансовая ситуация в среднесрочной перспективе остается сложной.

Сейчас очень трудная тема — осовременивание пенсий. Как известно, поправка №40, предполагавшая перерасчет пенсий по заработку 2009 года и «тянувшая» примерно на 50 млрд. грн. в год дополнительно (!), в последний момент, 6 сентября, была изъята из проголосованного Закона. Прои­зошло это по формальному признаку — несоответствия уже существующим законодательным нормам. Однако очевидно, что на самом деле проблема — в огромных дополнительных деньгах, которых взять просто неоткуда. Ни госбюджету, ни Пенсионному фонду.

Кроме того, по большому счету, предлагаемый механизм осовременивания — не самый лучший выход. Проблема будет обостряться и в дальнейшем, с периодичностью в три-четыре года, до тех пор, пока не будет разработана, закреплена законодательно и внедрена адекватная система индексации пенсий.

Между тем вопросы осовременивания пенсий с повестки дня не снимаются. Вице-премьер С.Тигипко уже заявлял, что в настоящее время прорабатывается вариант, в результате которого пенсионеры получат в среднем по 100 грн. «добавки». Однако от средней цифры радости мало. Ведь сколько дополнительно получит рядовой пенсионер, и не приведет ли очередное вмешательство в нормы пенсионного законодательства к еще большим диспропорциям и социальной напряженности, сказать пока не берется никто.

Одно известно наверняка: 2012-й — это год не только европейского футбольного чемпионата, но и парламентских выборов в Украине. А пенсия и выборы всегда тесно, даже неразрывно связаны. Иначе кто будет «правильно» голосовать?

(c) Наталия Бетина, «Зеркало недели. Украина» 

Здесь можно оставить свои комментарии.

Комментариев нет:

 

Введите свой e-mail: