пятница, 26 ноября 2010 г.

М.Колиснык: Налоговый кодекс: сначала нужна стратегия

«Дорога цивилизации вымощена квитанциями об уплате налогов» (Неизвестный автор)

Миxайло КОЛИСНЫК, управляющий партнер компании «FINART Smart Solutions»
Несколько лет тому назад, стажируясь в Дании, я услышал фразу о том, что оптимизация налогов является датским национальным видом спорта. В то время в полушутливом разговоре с преподавателями Копенгагенской бизнес-школы я заметил, что интересно было бы посмотреть на результат международных состязаний по данному виду спорта, особенно, если бы в них приняла участие украинская команда. Вряд ли такие соревнования были бы тогда репрезентативны, слишком отличались бы правила игры…
И вот, по утверждению госчиновников, правила приведены в соответствие с лучшими зарубежными аналогами — страна находится в преддверии принятия Налогового кодекса.
Кстати, читая проект этого документа, вспоминаются строчки произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в котором король предложил Маленькому принцу стать министром юстиции и судить единственного подданного на планете короля — старую крысу. «Ты мог бы судить эту старую крысу» — сказал король, — «Время от времени приговаривай ее к смертной казни. От тебя будет зависеть ее жизнь. Но потом каждый раз надо будет ее помиловать. Надо беречь старую крысу, она ведь у нас одна».
Подобно старой крысе на планете короля несколько миллионов субъектов предпринимательской деятельности — частных лиц нашей страны съежились в ожидании смертного приговора, запрещающего в лице Налогового кодекса относить оказываемые ими услуги к составу расходов их контрагентов. Съежились, ожидая худшего, но все еще надеясь на лучшее. Ведь крыса из «Маленького принца» в любой момент готова превратиться в крысу из нержавеющей стали из произведений Гарри Гаррисона, крысу, существующую вне Налогового кодекса…
А может все не так уж и плохо. Возможно, автор намеренно сгущает краски. Ведь есть, безусловно, и позитивные моменты в новом принимаемом документе. Даже беглое ознакомление с документом позволяет отметить ряд положительных моментов, не удерживаясь, правда, при этом от дополнительных комментариев.
Ложка меда в бочке дегтя…
Это, конечно, стоило сделать еще много лет тому назад, возможно, даже параллельно с переходом на Национальные стандарты бухгалтерского учета. Однако этого не произошло. Украина чем-то подобна стране из анекдота, в которой решили поэтапно перевести транспорт на левостороннее движение. При этом грузовики переходят на левостороннее движение в этом месяце, а остальной транспорт со следующего месяца…
Впервые налоговое законодательство страны собрано в едином документе.

Комментарии к проекту Налогового кодекса наполнены восторгом по поводу поэтапного снижения налога на прибыль в следующем году до 19% с перспективой снижения до 16% в 2016 году. Аналогичная ситуация с НДС — декларируется уменьшение с 20% до 17% в 2014 году. Для обычных граждан нашей страны снижение ставок налогообложения является положительным моментом. Вряд ли они будут задумываться о предназначении этих налогов: либо будут обсуждать эффективность самой механики их начисления или изымания, либо зададутся вопросом, кому это выгодно?
Большинство ставок налогообложения снижено либо их поэтапное снижение декларируется.

Это правило заставляло вновь созданные и замешкавшиеся предприятия, подобно старой крысе, суетиться в конце квартала и месяца, всеми правдами и неправдами отбиваясь от «забрасывания» денег на фирму в последний день учетного периода.
Наконец, канет в Лету правило «первого события».

Вот только вопрос, обрадуются ли этому отечественные предприятия спустя несколько лет, когда фонды будут практически полностью самортизированы, а их дальнейшая быстрая замена по тем или иным причинам станет нецелесообразной.

Сам факт перехода от правила «первого события» к принципу начисления непреложно свидетельствует об этом. Вместе с тем о формировании налогооблагаемой прибыли, исходя из данных бухгалтерского учета, говорить еще рановато. В соответствии с проектом придется вести два отдельных учета: бухгалтерский и налоговый.
Процессы амортизации основных фондов1 существенно интенсифицированы.
Произойдет сближение бухгалтерского и налогового учетов2.
Вне всякого сомнения, проект Налогового кодекса является шагом вперед для страны, которая устала звонить за налоговыми разъяснениями и консультациями, живя под психологическим прессингом в ожидании новых циркуляров, разъяснений и комментариев от налоговых служб. Впрочем, как уже отмечалось, ваш покорный слуга далек от наивной гипотезы, что и принятый Налоговый кодекс не будет сопровождаться уймой разъяснений, комментариев и сопроводительных писем различных государственных учреждений. Их содержание пока неизвестно, хотя именно они и могут являться задающими тон всей отечественной экономике.
Теперь пару слов о самой организации налогов. Покажем это на примере налога на прибыль и НДС.
Об организации налогов
В процессе создания Налогового кодекса следовало попытаться дать ответ на три вопроса: «Что?», «Как?» и «Почему?». От ответа на них зависели бы величина ставки налогообложения, база и объект налогообложения и другие ключевые моменты организации начисления и взимания налога.
Проанализируем подобным образом налог на прибыль предприятий и налог с доходов физических лиц.
Ответ на вопрос «Что?» довольно прост — налог на прибыль. Правда, в некоторых странах, в част-ности США, его принято называть «корпоративным налогом». Этот налог нужен, например, США, поскольку юридическое лицо в законодательстве этой страны изначально было создано по подобию лица физического, что предусматривало одинаковые ставки и механизмы налогообложения физических и юридических лиц, уравнивая таким образом привлекательность для конечного получателя денежных потоков в виде доходов и дивидендов частных лиц.
Ответ на вопрос «Как?» предусматривает анализ начисления данного налога. Налог на прибыль начисляется в виде процента от разности доходов и затрат с учетом амортизации. В этом заложено наибольшее концептуальное отличие. В процессе исторического развития мировой практики организации фискальной системы лоббирование интересов корпораций привело к тому, что последние имеют возможность осуществлять большинство расходов еще до начисления налога на прибыль. В частности, в этом состоит главное различие между корпоративными и личными финансами, отмеченное еще Робертом Кийосаки3. Корпорации сначала осуществляют расходы и уплачивают налоги от остатка, а домохозяйства сначала уплачивают налоги и только потом в рамках оставшейся суммы могут «ни в чем себе не отказывать».
Не менее интересен и ответ на вопрос «Почему?», фактически предусматривающий анализ того, зачем мы вводим в рамках экономической системы этот налог, какие последствия ожидаем, как это повлияет на развитие страны и способ жизни ее общества.
является типичным ускорителем оборачиваемости ресурсов в экономике. Стремясь уменьшить его величину, компании согласны осуществлять дополнительные расходы, являющиеся доходами других юридических либо физических лиц. Вследствие этого любое расширение базы затрат (за исключением импортных операций), несмотря на кажущийся проигрыш в виде уменьшения налоговых поступлений в текущем периоде, дает стратегический эффект в виде оживления экономики. Создателям проекта Налогового кодекса следовало учитывать этот факт при создании перечня затрат, вычитаемых до налогообложения.
Налог на прибыль
В этом аспекте налог с доходов физических лиц выполняет две функции. В западных странах его первая задача — это основное наполнение бюджета. Вторая его задача — регулирование потребления, то есть управление денежными потоками, направляемыми домохозяйствами в пределах страны на потребление и инвестирование. Создателям проекта Налогового кодекса целесообразно определить перечень издержек домохозяйств, прежде всего инвестиционного характера (обучение, инвестирование на отечественном фондовом рынке, добровольные отчисления в негосударственные пенсионные фонды, денежные средства, перечисляемые в уставный капитал вновь созданных предприятий, и.т.п.), уменьшающих базу налогообложения.
Далее перейдем к налогу на добавленную стоимость (НДС). Он является не менее интересным объектом анализа. Будучи впервые введенным администрацией Шарля де Голля, он изначально создавался для замедления оборачиваемости денежных средств в экономике, страдающей от кризиса перепроизводства. Первоначальное его предназначение — замедлитель оборачиваемости — было утрачено в процессе изменения способов начисления. Так, в нашей стране этот налог для некоторых компаний носит, скорее, нейтральный характер, вызывая лишь дополнительные расходы, связанные с его администрированием. Для предприятий из сферы сервиса и бизнес-моделей с незначительной долей материальных издержек этот налог выступает депрессантом развития. Создателям проекта Налогового кодекса следовало бы хорошо продумать механизм начисления этого налога и его последствия. В Соединенных Штатах данный налог не существует, его частичным субинститутом выступают местные налоги на потребление, величина которых варьируется в зависимости от штата и которые предназначены регулировать местную миграцию.
Об администрировании
Наиболее живое обсуждение общественности вызывают те стороны проекта Налогового кодекса, которые расширяют права налоговых органов, в частности:
– возможность проведения налоговых проверок без предупреждения;
– возможность изъятия оригиналов документов.
Эту тему повсеместно обсуждают различные налоговые консультанты. На самом деле, ничего нового в этом нет, происходит законодательное закрепление уже и так ранее используемых методов. Гораздо более существенными следует считать другие недостатки данной системы:
– отсутствие гармонизации векторов стремлений плательщика налогов и их собирателя;
– концептуальная бессистемность развития страны и ее налоговой системы.
Попытаемся расшифровать эти недостатки подробнее.
Будет ли работать Налоговый кодекс?
Ни для кого не секрет, что организм человека создан таким образом, что операционным задачам отдается первоочередный приоритет по сравнению с реализацией стратегических целей. Мы заботимся о дне насущном и забываем о стратегии. Эти же процессы лежат в основе нежелания индивидуума уплачивать налоги. Тем более, если восприятие их размера несопоставимо с восприятием размера государственных благ, поставляемых взамен. Практика организации налогообложения развитых стран учитывает этот фактор и пытается гармонизировать векторы стремления налогоплательщика и государства.
Налогоплательщик получает легальные возможности уменьшать свое налогообложение, при этом такое уменьшение стратегически выгодно для развития государства и предоставляет возможности такого уменьшения всем плательщикам налогов. Так происходит гармонизация векторов стремлений контрагентов налогового процесса и уменьшается социальная напряженность. Ведь человек не бильярдный шар, который от удара кием слева четко покатится в правую сторону. У бильярдного шара под названием Гражданин страны есть свои мозги и энергия для придания дополнительного вектора направлению движения. Любой проект налогового кодекса, игнорирующий это, обречен на провал.
Насколько прогрессивен проект Налогового кодекса?
Практика показывает, что размер налоговых ставок в Украине не столь уж высок по сравнению с другими странами. Проблема, скорее, заключается в специфике их организации. Правительство снижает налог на прибыль, который заставляет ресурсы внутри страны обращаться быстрее, и использует метод начисления НДС таким образом, что он становится нейтральным налогом. Оно сначала думает о снижении ставок и только потом о том, как они организованы.
Концепции организации налоговой системы Украины должна предшествовать доктрина стратегического развития страны. Только после ее принятия станет понятно, какие отрасли должны развиваться быстрее, демонстрировать конкурентные преимущества на мировых рынках и, как следствие, получать налоговые преференции. Создатели проекта Налогового кодекса должны прежде всего иметь четкую картинку — видение того, как должна выглядеть страна в 5—10-летней перспективе. Как будет развиваться общество? Какой способ жизни будет доминировать в обществе? Что будут потреблять люди, по каким каналам распределения будут передаваться жизненные блага? Как изменится специфика и отношение к инвестированию, развитию собственного бизнеса, саморазвитию? Как изменится индекс предпринимательства? Какие отрасли станут создателями продуктов, являющихся определителями нашей позиции в мировой системе распределения труда? Точно ли это будет швейная промышленность и гостиницы, а не производство программного обеспечения и креативный дизайн?
Ответы на все эти вопросы требуют предварительного создания стратегии развития страны, а уже затем создания Налогового кодекса, основным предназначением которого является поддержание внедрения стратегии развития страны в долгосрочном периоде и наполнение «закромов Родины» в краткосрочном.


1 – В проекте Налогового кодекса объектом налогового учета определены основные средства (прим. ред.).
2 – О мифе сближения налогового и бухгалтерского учета см.: Назарбаева И. Проект Налогового кодекса: мифы о реформе и слиянии // Бухгалтерия. – 2010. – № 37. – С.8 (прим. ред.).
3 – Роберт Тору Кийосаки
— американский предприниматель, инвестор, писатель и преподаватель. Наиболее известен по своей книге «Богатый папа, бедный папа» (прим. ред.).

(с) Бухгалтерия  

Здесь можно оставить свои комментарии.

Комментариев нет:

 

Введите свой e-mail: